На вопрос о том, прогревать ли двигатель перед поездкой, уже долгое время нет однозначного ответа среди автомобилистов. Многие думают, что это зависит только от личных предпочтений. А что расскажет по этой теме наука?
Владельцы авто, которые спешат узнать, стоит ли греть мотор перед путешествием, могут заглянуть в инструкцию по эксплуатации своего автомобиля. Однако следует помнить, что там отражаются в первую очередь интересы автомобильного производителя. А для более вдумчивых автомобилистов мы разберем весь этот вопрос по полочкам.
Зачем греть мотор?
Сначала нужно напомнить, почему мотор вообще должен быть нагретым. В первую очередь только в условиях рабочей температуры – около 85-90 градусов он выдает необходимую мощность и крутящий момент. Кроме того, только при рабочей температуре горючее расходуется минимально. Непрогретый мотор отравляет атмосферу намного сильнее, чем обычно. А в холодном виде двигатель более сильно изнашивается.
С учетом современных жизненных реалий, отдельные причины можно просто отбросить. Таким образом, вряд ли водителю сразу после выезда, да еще и в мороз, нужна будет максимальная отдача двигателя. И до экологической безопасности отдельно взятой машины многим из нас нет дела. А вот оставшиеся два пункта – ускорение износа и увеличение расхода горючего – это те факторы, которые небезразличны автомобилистам. Каким же образом, они зависят от температуры.
Расход горючего «на холодном ходу»
Следует начать с того, почему холодный двигатель потребляет больше горючего. В первую очередь потому, что масло в холодном состоянии оказывает повышенное сопротивление действию трущихся элементов. И еще одна причина связана с тем, что для формирования нормального состава рабочей смеси, топливу нужно испаряться, независимо от того, ездите вы на бензине или на дизеле.
Однако эти жидкости при низких температурах испаряются слабо, и чтобы смесь топлива с воздухом все-таки дошла до нужной консистенции, электронное управление или карбюратор ее обогащают, щедро добавляя горючего. В таком случае, соответственно, повышается расход топлива практически в полтора-два раза.
К счастью, в двигателе прогревается в первую очередь головка блока и камера сгорания, где как раз и испаряется топливо. Температура смеси увеличивается вместе с антифризом и цилиндрами. То есть, чтобы снизить ходовой расход, весь мотор греть необязательно – нужно, чтобы прогрелся цилиндр и головка. К тому же скорость нагрева цилиндра определяется количеством топлива, сожженного в нем, а поднять это количество можно, если нагрузить двигатель, то есть необходимо заставить работать автомобиль, который отправился в путь.
Добавим, что отдельные современные моторы высокой эффективности в первую очередь на дизельном топливе, на холостом ходу невозможно прогреть до рабочих показателей температуры априори. Главное беречь свой автомобиль от экстремальных нагрузок, тогда мотор будет работать без проблем.